Дорогие ценители прекрасного! Приглашаем посетить наш вернисаж. Вас ждёт знакомство с жизнью и творчеством великого мастера изобразительного искусства И. Е. Репина.
5 августа исполнилось 180 лет со дня рождения Ильи Ефимовича Репина - художника, оставившего нам огромное творческое наследство. Вряд ли в нашей стране есть человек, который бы не знал имя этого живописца.
Репин прожил долгую жизнь, являясь весьма незаурядной личностью. Илья Ефимович ездил верхом, плавал, работал в саду, ходил на лыжах и катался на санях. Репин часто бывал недоволен своими картинами. Случалось, что он переписывал уже готовые работы, и его не смущало даже то, что они уже были выставлены в Третьяковской галерее. Павел Третьяков запретил пускать туда Репина в свое отсутствие, так как было несколько эпизодов, когда Илья Ефимович приходил с красками и кистями и переписывал полотна прямо на глазах у изумлённых посетителей.
Художник придерживался строгих правил в отношении ночного отдыха. Спать он предпочитал в помещении с настежь открытыми окнами, причем и летом, и зимой - в доме художника даже была специальная спальня с тёплыми спальными мешками. Не отапливал Репин и мастерскую, чем отбил желание позировать у многих натурщиков.
Зато Репин был отличным другом - он не соперничал с другими художниками, не плел интриг. И очень любил сотрудничество. Однажды Айвазовский предложил Илье Ефимовичу совместно написать картину «Прощание Пушкина с морем». Он посчитал себя слабым в портретном жанре, поэтому доверил изобразить поэта своему другу. «Дивное море написал Айвазовский. И я удостоился намалевать там фигурку », - прокомментировал творческий союз Илья Репин.
Репин был гениальным художником. Он умел необыкновенно чутко и внимательно увидеть и изобразить на холсте различные стороны русской социальной действительности того времени.
Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. Он видел крестные ходы у себя на родине, в Чугуеве, в 1881 году ездил в окрестности Курска, где каждый год летом и осенью совершались знаменитые на всю Россию крестные ходы с Курской чудотворной иконой Божьей Матери.
После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением.
Изображая крестный ход — типичное явление старой России, художник в то же время показал широкую и многогранную картину русской жизни его времени со всеми ее противоречиями и социальными контрастами, во всем богатстве народных типов и характеров. Наблюдательность и блестящее живописное мастерство помогли Репину создать полотно, поражающее жизненностью фигур, разнообразием одежд, выразительностью лиц, поз, движений, жестов, и одновременно грандиозностью, красочностью и великолепием зрелища в целом.
Человек впечатлительный, страстный, увлекающийся, он был отзывчив на многие жгучие проблемы общественной жизни, сопричастен социальной и художественной мысли его времени.
1880-е годы — пора расцвета таланта художника. В 1885 году была создана картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», отмечающая наивысшую точку его творческого горения и мастерства.
Творчество Репина отличается необыкновенной плодотворностью, причем многие полотна он писал одновременно. Одна работа еще не была закончена, как создавалась другая и третья.
Репин — выдающийся мастер портретного искусства. Его портреты представителей разных сословий — простого народа и аристократии, интеллигенции и царских сановников — своеобразная летопись целой эпохи России в лицах.
Всем нам хорошо знакомы репинские «Бурлаки на Волге», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Иван Грозный и его сын Иван», портреты дочерей («Стрекоза» - один из лучших портретов дочери Веры) и другие. Хотя, увы, примерным семьянином Илья Репин не был никогда. Он не просто увлекался противоположным полом, а служил ему. Он жил с дочерью Льва Толстого Татьяной, потом было увлечение его ученицей Верой Веревкиной, за ним пришла долгая любовь к молодой художнице Званцевой. После развода с Верой Шевцовой он женился снова. Его выбор удивил многих. Наталья Нордман не отличалась ни красотой, ни домовитостью и слыла дамой очень оригинальной. Наталья Нордман-Северова, с которой художник прожил 15 лет, была убеждённой вегетарианкой. Она полностью изменила рацион питания художника и его частых гостей. Когда в гости приезжали друзья и единомышленники, на стол подавались отвары из сена и свёклы, котлеты из риса и картофельной шелухи, "куропатки" из репы, морковные "зайцы", свекольный кофе, бифштексы из клюквы, печенье из подорожника с миндалём, а также соленья и фрукты. Зная об этом, некоторые гости привозили с собой мясо и тайком съедали в укромных уголках. Но даже несмотря на специфическое меню дома Репина и Нордман, за трапезой обычно собиралось по 20-30 человек. Кстати, необычен был и сам стол - он был заказан Натальей у финского столяра Пекко Ханекайнена в 1909 году и мог вращаться, чтобы гость мог взять себе любое блюдо без посторонней помощи.
Перед самой смертью врачи запретили Илье Ефимовичу рисовать больше двух часов в сутки, однако жить без живописи он просто не мог, поэтому друзья прятали принадлежности художника. Однако это не останавливало Репина, который мог выхватить из пепельницы окурок, рисовать на всём подряд, окунув его в чернила. Когда у него стала отсыхать правая рука, он научился писать картины левой, чтобы ни на минуту не прерывать работу. Когда по старости лет не смог держать палитру, то научился привязывать ее к шее и работать таким образом.
Так сложилось, что кисти художника приписывают работу Льва Соловьева «Монахи (Не туда заехали)». Пожалуй, все слышали выражение «картина Репина «Приплыли», что означает безвыходную ситуацию. В 1930-х годах полотно висело рядом с работами Репина. Кто-то решил, что оно тоже относится к творчеству Ильи Ефимовича. А затем картину «перекрестили» в «Приплыли». Он слыл гением, человеком необычайного трудолюбия. Он боялся своей славы и перед смертью говорил, что должен быть наказан забвением. Этого не случилось. Есть художники, чьи картины, которые видел каждый, а их фамилию вспомнить не могут. Но с творчеством Ильи Репина такого практически не случалось.
Познакомиться с оригиналами работ великого художника мы можем не всегда, но что мешает взять в библиотеке прекрасный альбом, посвящённый творчеству И. Е. Репина и насладиться общением с искусством?